Мне в руки попал документ, озаглавленный как «План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению создания и функционирования автоматизированной информационной системы оформления и сопровождения воздушных грузовых перевозок (АИС ОВП)». В свободном доступе этот документ я найти не смог.
И знаете — внимательно его прочитав я понял, почему.
Итак, дорожная карта предусматривает создание информационной системы оформления воздушных грузовых перевозок, сокращенно — АИС ОВП. Данное благое, без сомнения, дело ставит своей целью перевести огромное количество бумажной волокиты, сопровождающей воздушные грузоперевозки, в электронный вид, и повысить скорость поступления информации в государственные органы, что в свою очередь, в теории, должно помочь быстрее получать грузы (поможет ли — это уже другой вопрос). В любом случае задумка отличная, но давайте посмотрим, как ее собираются реализовывать.
Что сразу бросается в глаза? Дорожная карта предусматривает «наделение уполномоченного федерального органа полномочием определить оператора».
Данный пункт прекрасен своей откровенностью. Прямо говорится — да, в России будет еще одна монопольная структура, завязанная на извлечение денег из системы грузоперевозки. Ну не «Платоном» же единым, право!
Интересно же, что за оператор, правда? Вот еще пункт, цитирую:
«Предоставление оператору АИС ОВП права осуществлять функции многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в целях обеспечения электронного оформления и сопровождения грузовых перевозок».
Перевожу на русский — этот самый «оператор»-монополист будет наделен государственными функциями, предполагающими соответствующие полномочия. И любое перемещение груза должно сопровождаться взаимодействием с этим самым оператором-монополистом. Взаимодействие, разумеется, бесплатным не бывает — за него будут платить либо грузоперевозчики (читай — конечные покупатели товара, то есть мы с вами), либо государство (читай — налогоплательщики, то есть мы с вами).
Неплохо звучит, да? Я бы не отказался повладеть таким оператором через какой-нибудь оффшор хотя бы лет пять.
Впрочем, стоит прочесть документ дальше, как понимаешь, что я не совсем прав в своем предположении про оплату. Я, по неопытности своей, написал слово «либо».
Вот два пункта:
Пункт четыре — «Подготовка постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего <…> порядок функционирования указанной автоматизированной системы (включая порядок предоставления оператором платных услуг в целях компенсации расходов на создание и эксплуатацию АИС ОВП».
Пункт пять (расписан, в том числе, Министерству Финансов) — «Определение перечня обязательных услуг оператора, а также порядка компенсации расходов оператора на создание и эксплуатацию системы, включая оказание обязательных услуг»
Итак, платить будет и государство (за создание замечательной системы), и клиенты (за оказание монополистом «платных услуг»). Все это прямо прописано в дорожной карте, даже читать между строк не надо.
Обратили внимание на слово «эксплуатация»? Это не разовое возмещение потраченных средств. Наряду с платными услугами, будет создан механизм получения регулярных платежей от государства.
Определение самого оператора назначено на III квартал 2019 года, и мне очень интересно, кто будет его конечными бенефициарами. Буду следить.
Отдельно и очень мило смотрится пункт 12, «создание АИС ОВП Оператором в соответствии с утвержденным Техническим заданием без привлечения бюджетных средств». Здорово, что так прямо подчеркнули про бюджетные средства (хотя было бы прикольно, если бы система еще и создавалась на государственные деньги), правда, несколькими пунктами ранее писали про возмещение расходов… Ну, будем считать, что этот пункт закрепил порядок оплаты — не «до», а «после».
На все вышеуказанное мне могут возразить — мол, да, это затраты, но они позволят повысить скорость оформления грузопотока, что также приведет к прибыли. Разве не так?
Конечно так. Только вот никакой «единый оператор» и даром не нужен. Мы, увы, в отрасли электронного оформления — не пионеры, так что можем с чистой совестью смотреть на зарубежный опыт.
Механизм под названием «e-freight» существует в мире далеко не первый год, и успешно применяется в гражданской авиации. Схемы взаимодействия участников с грузоперевозками надежно отработаны и — внимание — не включают в себя никакого «единого оператора». Он там просто не нужен, ведь обмен документацией производится напрямую между участниками грузоперевозок и государственными органами, по горизонтали.
Отсылка к «юридически значимому хранению электронных документов» вызывает разве что усмешку. Место хранения документа не дает ему юридического статуса — для этого есть иные механизмы. Для бумажных документов это подписи и печати, для электронных — квалифицированная цифровая подпись, блокирующая любые попытки внести изменения в подписанный документ.
Представьте, что ваш паспорт считался бы действительным только в здании Паспортного стола. Не самое умное решение, правда?
Есть еще один момент, который заставляет меня говорить о заведомой бессмысленности данной дорожной карты. Дело в том, что система предоставления информации по грузоперевозкам в электронном формате уже существует, и успешно используется Федеральной Таможенной Службой.
Да, возможно там иная структура сведений, по другому строится подача отчетности и не хватает какой-нибудь информации. Но не лучше ли доработать имеющуюся, работающую и вполне адекватную систему вместо того, чтобы создавать очередного оператора-монополиста? Мне кажется тут и говорить не о чем.
Денег сэкономим столько, что страшно даже представить.
Очень хочется верить, что Аркадий Дворкович, который уже вносил какие-то изменения в эту «дорожную карту», обратится к мировому общепризнанному опыту, и вычеркнет само понятие «единого оператора». Ну, или может быть вмешается Федеральная Антимонопольная Служба. Господин Артемьев! Тут явно ваши будущие клиенты, так может, победить врагов еще на подступах?
Теги:
авиация,
фас,
монополия,
груз,
платон,
грузоперевозки
Источник: newsland.com